Профессиональное выгорание сотрудников: что делать, если это уже случилось
Предотвращение профессионального выгорания – одна из важнейших целей менеджмента ресурсов, о котором мы уже писали. Но как быть, если один или несколько ключевых сотрудников уже выгорели, а вокруг дедлайны и грандиозные планы на развитие? Варианты уволить или отправить в отпуск не рассматриваем – первый навсегда может «потушить» в человеке профессионала, а второй создаст дополнительную нагрузку на остальных членов команды, что поставит и их под удар.
Главное о профессиональном выгорании
Напомним в паре фраз, что такое профессиональное выгорание. Это падение продуктивности, связанное с истощением эмоциональных и часто физических ресурсов. Работа, которая ранее выполнялась с удовольствием, становится обузой, задачи, которые раньше решались за час, растягиваются на целый день. Вместо мотивации приходит прокрастинация – бесконечное откладывание дел на потом, приводящее к эмоциональному коллапсу, когда человек просто машет на все рукой и готовится к увольнению.
Универсального лайфхака, который превратит выгоревшего сотрудника в энерджайзера, не существует, как бы нам этого ни хотелось. Ситуацию могут спасти только комплексные меры. Перечислим 5 советов руководителям, как поддержать выгоревших сотрудников на плаву и помочь им заново полюбить свою работу.
Ставьте конкретные задачи с измеримыми результатами
Если сотрудники не испытывают удовольствия от рабочего процесса, нужно вернуть им хотя бы удовлетворение от факта успешного выполнения работы. Вместо объемных и растянутых во времени целей ставьте короткие задачи, результат которых легко измерить и зафиксировать. Не «разобраться с документами» или «повысить эффективность рекламы», а «проверить такие-то договоры», «собрать результаты рекламной кампании с разбивкой по полу и географии». По сути, здесь используется старый психологический лайфхак – «съешьте слона по частям», когда объемная работа разбивается на мелкие задачи, только инициирует его руководитель, а не сам сотрудник.
В системе управления проектами Asana удобно реализована функция таск-менеджмента, когда в рамках одного проекта можно ставить сколько угодно задач с разным уровнем приоритетности. Вообще, в условиях профессионального выгорания очень важно организовать наглядность рабочих процессов, показать сотрудникам их прогресс – это хорошо мотивирует. В Asana есть все необходимое для этого.
Организуйте гибкий график
Во всех прогрессивных компаниях давно уже нет жестких рабочих графиков. Там ориентируются на результаты, а не на отработанные часы. В условиях профессионального выгорания смещаются и биоритмы. В рабочие часы человек может ходить как выжатый лимон, а рано утром или поздно вечером испытывать приливы продуктивности, которые при жестком графике просто утекают в никуда. Разрешите выгоревшим сотрудникам приходить и уходить, когда им удобно – но с условием, что все суточные или недельные задачи будут закрыты в срок.
Говорите по душам
Частая ошибка руководителей – они воспринимают профессиональное выгорание сотрудников как неуважение к себе и остальным членам коллектива. Мол, тебе все условия создали, зарплату подняли, где твоя благодарность? На самом деле почти все выгоревшие сотрудники испытывают чувство вины перед коллегами и руководством за свою профессиональную несостоятельность. А чувство вины – одно из самых разрушительных.
Чтобы помочь сотруднику выкарабкаться из пучины прокрастинации, спрячьте кнут подальше и достаньте пряник в виде неформального общения. Часто один разговор по душам срабатывает куда лучше оплаченного тренинга по повышению продуктивности. Верните сотруднику осознание, что жизнь состоит не только из работы – обсудите хобби, последние события в мире, сходите вместе на перекур. Дайте человеку почувствовать, что вы с ним в одной лодке и тоже держите весла. Но здесь важно не переборщить. Неформальное общение не равно панибратское отношение к подчиненным.
Обсуждайте успехи
В режиме аврала, когда поверх одной закрытой задачи сразу же падает три новых, сложно найти время на обсуждение результатов. Но это нужно, если вы хотите вернуть сотрудникам мотивацию и удовольствие от рабочего процесса. Введите практику ежедневных «пятиминуток славы», где разбирают не проблемы, а успешно закрытые задачи. Сотрудники, достигшие успеха в тех или иных аспектах, делятся своим опытом, новички советуются со старичками – важно выдерживать на пятиминутках максимально дружелюбную и непринужденную атмосферу, чтобы это не было похоже на типичную рабочую планерку.
Давайте обратную связь по всем задачам
Даже по мелким, которые в принципе не требуют контроля руководства. Так вы отсечете одну из неочевидных причин профессионального выгорания, когда сотрудник думает, что его работа ни на что не влияет и не приносит пользы компании. Но опять же, тут важно не перегнуть палку. Обратная связь не должна выглядеть как церберство, когда руководитель проверяет каждый шаг. Давайте фидбэк по тем рабочим моментам, которые отнимают больше всего времени и ресурсов.
И последнее: в борьбе с выгоранием сотрудников, не заразите этой проблемой и себя. Выгорание руководителей часто связано с гиперответственностью, когда кажется, что вся работа держится только на вас. Некоторые из перечисленных советов помогут эмоционально разгрузиться и тимлиду. Делите объемные задачи на части, поощряйте себя за хорошие результаты, общайтесь с сотрудниками не только о работе, и выгорание вас не догонит.