Целеполагание в бизнесе: почему это важно и как ставить цели правильно?

Стихийность в ведении бизнеса приводит к весьма неприятным последствиям: тормозит развитие вашей компании, заставляет одновременно решать множество разнородных задач, а также снижает конкурентоспособность фирмы. Бизнес – это процесс, а каждым процессом нужно управлять.

Планирование обязательно присутствует в каждой компании, однако к решению рутинных задач стоит добавить преследование глобальных целей, и эффективность проделанной вами работы станет намного выше. Давайте разбираться, как же поставить цели так, чтобы получить максимально высокие результаты.

Чтобы успешно достигать целей, нужно уметь их ставить

Что такое целеполагание?

Целеполагание – это процесс выбора и конкретизации целей, поставленных перед человеком или коллективом. Они напрямую определяются потребностями конкретного объединения и окружающей обстановкой. Формулирование целей, особенно глобальных, – необходимость для разработки стратегии развития, которая будет основой для эффективного планирования и постановки тактических задач. 

В бизнесе целеполагание основывается на нескольких ключевых моментах:

  • Деятельности компании.
  • Ресурсах, которые возможно выделить на развитие.
  • Выстроенной аналитике, чтобы знать точку отсчета и отслеживать достижения на различных этапах.

Цели, которые чаще всего становятся ключевыми для компаний:

  • Поддержка существующего уровня. Когда вы достигли определенных успехов и нужно закрепиться именно на этой ступени развития компании.
  • Развитие. Вам нужно увеличивать продажи или свое влияние на рынке.
  • Сокращение. Вам нужно «свернуть» неудачный или неудобный бизнес с минимальными потерями или «развернуть» новое предприятие, максимально используя имеющиеся ресурсы. 
  • Оборона или наступление. Ваши отношения с конкурентами требуют решительных действий, а значит, и соответствующей цели, и реализации определенной стратегии. 

Глобальная цель должна быть максимально конкретной и обязательно ограниченной по сроку ее достижения. Кроме того, необходимо также выделять критерии, по которым вы сможете оценить, достигнуто желаемое или нет. 

Методы постановки целей

Есть несколько авторских методик, помогающих формулировать цели правильно. Мы рассмотрели несколько самых популярных: вы можете выбрать ту, которая будет ближе всего.

SMART

SMART – это аббревиатура, каждая буква которой означает определенный критерий эффективности поставленных целей. Это самая известная техника, широко используемая как в личном развитии, так и в бизнесе. Первым о ней заговорил Джордж Доран еще в 1981 году.

Рассмотрим подробнее, что означает каждая буква: 

S – specific – конкретная. Формулируя цель, вы описываете ее как можно конкретней, учитывая мельчайшие подробности.

M – measurable – измеримая. Вы можете выделить и отслеживать критерии, чтобы понимать, как продвигается достижение цели.

A – achievable – достижимая. У вас достаточно ресурсов, чтобы достичь эту цель. 

R – relevant – релевантная. Реализация именно этой цели приведет к улучшению текущей ситуации.

T – time-bound – ограниченная по времени. Вы обязательно ставите дедлайн, к которому цель должна быть выполнена.

Хороший пример постановки цели по данной методике: в течение трех лет достичь узнаваемости бренда среди аудитории до 30 лет в Instagram на уровне 50 %.

Также существует методика «КРЕДО», однако это просто русифицированный вариант SMART

PURE

Это название также является аббревиатурой. В отличие от предыдущей методики, основанной на довольно практичном подходе, эта более сосредоточена на ценностях.

Из чего состоит методика:

P – positively – позитивная. Никаких негативных формулировок, достигаем только хорошего. 

U – understandable – понятная. Задача должна быть сформулирована максимально конкретно, не допускать многозначного толкования.

R – relevant – релевантная. Аналогично со SMART.

E – ethical – этичная. Достижение цели не должно негативно влиять на кого-либо. В случае соперничества с конкурентами данная методика может оказаться нецелесообразной. 

CLEAR

Еще одна методика, основанная на аббревиатуре. Первый раз о ней заговорил Адам Крик.

Расшифровка будет звучать так:

C  – collaborative – совместная. Каждая цель должна быть вызовом, очередной ступенькой для покорения нового уровня возможностей, причем достигать ее должен каждый член вашей команды.

L  – limited – ограниченная. Все должно быть четко регламентировано: ресурсы, сроки, критерии измерения.

E  – emotional – эмоциональная. Обязательно должна вызывать эмоции и у того, кто определяет данную цель, и у исполнителей-сотрудников, задействованных в процессе достижения.

A  –  appreciable – пошаговая. Достижение цели можно разбить на маленькие подзадачи.

R  – refinable – гибкая. В процессе нужно пересматривать ситуацию, окружающую вас, и корректировать цели.

Методики SMART, PURE и CLEAR можно комбинировать, т. к. их критерии часто взаимозаменяют друг друга либо повторяются.

Дерево целей

Чарльз Черчмен и Рассел Акофф предложили свой метод, который предполагает формулировку целей в виде соподчинения задач разного уровня.

Включает задачи следующих уровней:

  • генерального;
  • первого и второго;
  • подцели, или промежуточные цели;
  • проблемы, нуждающиеся в решении;
  • конкретные задачи, которые можно поставить перед исполнителем и контролировать их выполнение.

Каждый уровень связан с другими, а сами задачи изображаются графически в виде разветвленного дерева. При составлении дерева целей нужно придерживаться алгоритма, чтобы облегчить последующую реализацию.

Существует множество методик, но если обратить внимание, то ключевой становится возможность отслеживать реализацию целей на протяжении всего процесса. В этом случае, чтобы иметь на руках все важные данные, вам поможет внедрение специальных программ.

Контроль каждого сотрудника в процессе – основа успешного достижения цели

Ошибки в целеполагании

Чаще всего именно эти нюансы становятся препятствием на пути к достижению ожидаемых результатов. Давайте их рассмотрим.

  • Игнорирование глобальных целей

Сосредоточенность на тактических задачах без учета стратегического вектора развития не даст вам в полной мере оценить прогресс. 

Увеличить прибыль не стратегическая цель, она в своей основе не содержит развития. А вот повышение репутации бренда и улучшение качества сервиса – отличный пример вектора для реализации.

  • Формулировка цели в негативном ключе 

Не избежание убытков, а улучшение качества продукции, не игнорирование рисков, а управление ими. Не бегство от проблем, а конкретное решение на перспективу. 

  • Нечеткие формулировки

Цель должна быть понятной. Иначе она точно не будет достигнута или будет выполнена не так, как ожидалось. 

  • Несоответствие действительности

Когда руководитель озвучивает определенную цель, но сам не выполняет связанные с ней действия, это сбивает с толку и его самого, и сотрудников.

Чтобы ожидания и реальность совпадали, перед постановкой цели постарайтесь учесть все перечисленные нюансы

Вместо заключения

Целеполагание играет важную роль в работе вашего бизнеса, но эффективным оно может быть только при контроле результатов.

Можно вывести 4 составляющих для успеха каждой вашей цели:

  1. Фиксация. Все должно быть подробно расписано, ни в коем случае не держите подробности в голове. Только так вы сможете максимально донести свои ожидания до сотрудников.
  2. Корректировка. Учитывайте все внешние и внутренние факторы и оперативно вносите изменения в существующее планирование.
  3. Контроль. Цель должна быть измеримой, а вы должны знать, на каком этапе находитесь прямо сейчас.
  4. Делегирование. Не старайтесь охватить все самостоятельно, отведите каждому сотруднику определенную роль в достижении цели.