3 способа спасти себя и сотрудников от выгорания

профессиональное выгорание

Хотя об эмоциональном выгорании известно еще с 1974 года, медицинское сообщество долго спорило о его важности и симптомах. Только в 2019 году Всемирная организация здравоохранения наконец включила выгорание в Международную классификацию болезней, описав его как «синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен».

Сегодня эта проблема актуальна как никогда. После перехода на удаленку многие заметили ухудшение своего эмоционального состояния. Почему это случилось, чем опасно эмоциональное выгорание сотрудников и как руководителю бороться с ним? Давайте разбираться.

Удаленная работа может стать причиной эмоционального выгорания сотрудников

Эмоциональное выгорание и удалённая работа

Статистика, полученная в результате опроса по выявлению выгорания во время Covid-19, настораживает:

  • 85 % заявили, что их эмоциональное состояние ухудшилось.
  • 62 % испытывали выгорание «часто» или «чрезвычайно часто» в течение последних трех месяцев.
  • 57 % считают, что пандемия «сильно повлияла» или «полностью повлияла на их работу».
  • 55 % не смогли найти баланс между домом и работой.
  • Только 21 % оценили свое состояние как «хорошее» и всего 2 % как «отличное».

Эти цифры сигнализируют о том, что люди не просто чувствуют себя некомфортно. Эмоциональное выгорание напрямую влияет на здоровье людей. К тому же, плохое самочувствие сотрудников сказывается на их эффективности и мотивации.

В недавно опубликованном исследовании Работа: взгляд изнутри 2021, Asana обнаружила некоторые тревожные тенденции, связанные с переходом на удаленный режим работы: 87 % из 13 000 опрошенных заявили, что они работают почти на два часа дольше каждый день. Это значит, что они перерабатывают около 455 часов в год. Чтобы оценить масштаб, просто сравните цифры с результатами опроса 2019 года: тогда среднее число часов переработки составило всего 242 часа. 

Из-за того, что границы рабочего и личного времени были размыты, трое из четырех сотрудников с трудом переключают свое внимание с рабочих задач на домашние обязанности, а у семи из десяти проявляются симптомы эмоционального выгорания. 

Почему возникает синдром выгорания?

По мнению психологов – Кристины Маслах из Калифорнийского университета Беркли, Сьюзен Э. Джексон из Рутгерса и Майкла Лейтера из Университета Дикина – выгорание имеет шесть основных причин:

  1. Постоянно меняющийся уровень рабочей нагрузки.
  2. Ощущение отсутствия контроля.
  3. Недостаточное вознаграждение.
  4. Отсутствие поддержки от коллег.
  5. Наличие чувства несправедливости.
  6. Несоответствие требований навыкам сотрудников.

В ликвидации этих проблем лучше использовать комплексный подход: оптимизировать рабочие процессы поможет внедрение IT-решений, а позаботиться об эмоциональном комфорте своих сотрудников можно с помощью абонементов в тренажерный зал, занятий йогой и танцами или внепланового выходного, который вы предоставите сотруднику.

Есть 3 способа, которые помогут руководителю справиться с эмоциональным выгоранием в команде. 

Йога, спортзал и танцы помогают снять симптомы эмоционального выгорания, но для того, чтобы решить проблему, нужен комплексный подход

3 способа справиться с эмоциональным выгоранием команды

1. Обозначение проблемы

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно разобраться, что именно могло послужить причиной выгорания. Самые распространенные факторы, влияющие на появление симптомов, это: 

  • большая рабочая нагрузка;
  • отсутствие сильного лидера в команде;
  • несоответствие ожиданий и реальности;
  • несправедливое обращение.

Кроме того, выгоранию сотрудников могут способствовать и личные причины, например финансовый вопрос или стресс дома. 

В любом случае важно поговорить напрямую с членами команды. Это не только поможет определить индивидуальные причины и найти правильный подход. Вот несколько советов, которые позволят определить первопричину: 

  1. Общение тет-а-тет. Во время личной беседы каждый сотрудник охотнее поделится своим видением того, что происходит на уровне команды. Возможно, это откроет для вас знания, к которым вы не имеете доступа.
  2. Отсутствие предположений. Нужно понять, что на самом деле происходит, а не предполагать, – в этом помогут конкретные вопросы.
  3. Помощь стороннего эксперта (например, коуча или психолога), с которым сотруднику, возможно, будет удобнее общаться. Люди могут не говорить, если им этого не хочется, но пусть они знают, что вы всегда доступны для беседы.
Причиной эмоционального выгорания могут стать не только профессиональные, но и личные проблемы

2. Защита команды

Команда должна чувствовать поддержку организации. Это особенно актуально, когда речь идет о выгорании. В зависимости от причины проблемы, действия в защиту сотрудников могут принимать разные формы. Вот несколько примеров, как это можно реализовать в компании: 

  • Бережное отношение ко времени. Если команда испытывает большие нагрузки, лучшее, что можно сделать, – сэкономить ее время. Например, с помощью автоматизации рутинных задач и контроля нагрузки.
  • Оптимизация процессов в компании. Для того чтобы у сотрудников появилось свободное время, нужно, где это возможно, упростить коммуникацию и отслеживание задач. С помощью Asana это становится проще простого.
  • Более гибкий график работы. Это даст сотрудникам время и пространство для удовлетворения своих личных потребностей, будь то посещение врача или уход за ребенком. 

3. Забота о собственном состоянии

Руководителю необходимо позаботиться и о своем психическом и физическом состоянии, чтобы помочь сотрудникам пережить эмоциональное выгорание. Так вы покажете положительный пример всей команде. Вот пара способов сделать это:

  • Уважение личных границ. Письма, отправленные в 22:00, создают прецедент приемлемого рабочего времени. Есть вероятность, что ваша команда почувствует давление. В следующий раз, когда вам захочется отправить сотруднику голосовое сообщение в полночь, остановитесь. Это может подождать до завтра. 
  • Демонстрация своих чувств. Многие думают, что руководители должны быть идеальными. Но помните, вы человек, как и все. Это означает, что у вас бывают дни, когда вы устали, находитесь в стрессе или просто не хотите работать. И это нормально. Покажите это своим сотрудникам, и вы выйдете на новый уровень доверия с ними. 
Если вы сами страдаете от выгорания, то не сможете помочь команде. Поэтому руководителю следует заботиться в первую очередь о своем здоровье

Заключение

Справиться с эмоциональным выгоранием сотрудников всегда сложно. Но ваша задача, как руководителя, – выявлять признаки синдрома на раннем этапе и устранять их, пока они не перешли в более серьезную проблему. Надеемся, что советы из этой статьи помогут свести к минимуму негативные последствия выгорания и сделать вашу команду еще сильнее.