Поколение зумеров: как с ним сотрудничать работодателям

Поколением Z, или зумерами, называют людей, родившихся между 1997 и 2010 годами. Они росли в стремительно меняющемся мире, пронизанном технологиями, поэтому интуитивно понимают возможности цифровых инструментов. Вплоть до того, как начать бизнес с помощью смартфона и масштабировать свои успехи. 

При этом поколение Z обладает огромным потенциалом не только в предпринимательстве, но и в качестве наемных работников. В статье разбираемся, как работодателям раскрыть этот потенциал и создать мощную молодую команду. 

Сила и слабости поколения Z

Поколение Z
Амбициозное и прогрессивное поколение Z – это высокоэффективные рабочие кадры

Многие представители поколения Z предприимчивы по своей природе. Те, кто сейчас работает менеджерами по продажам, уже видят себя генеральными директорами через пять лет. Конечно, подобные амбиции были и у прошлых поколений. Однако технологии и инструменты – смартфоны, ноутбуки, онлайн-обучение, лайфхаки для повышения производительности – стали доступнее, чем прежде.

После пандемии представители зумеров осознали – они могут раздвинуть границы того, что значит «работать». Молодые люди способны одинаково эффективно трудиться как в офисе, так и за его пределами благодаря облачным сервисам и мобильным гаджетам. Они быстро понимают, как устроен бизнес, что побуждает их через некоторое время открыть собственное дело.

При этом эффективное, работоспособное и высокоскоростное поколение Z нередко сталкивается с проблемой, которую критически важно учитывать нанимателям, – эмоциональным выгоранием. Жесткий график, расплывчатые задачи, отсутствие наставника на этапе адаптации, нехватка мотивации – все это может вызвать у молодого работника стресс.

О том, что поколение Z сталкивается с наибольшим риском выгорания по сравнению с более старшими сотрудниками, говорит статистика. Согласно исследованию Asana за 2022 год, 84 % зумеров испытали эмоциональное выгорание за последний год. В то время как для всех работников этот показатель равен 63 %. Респонденты поколения Z заявили, что они не могут отключаться от работы так же быстро, как их старшие коллеги. При этом 40 % считают выгорание неизбежной частью успеха. 

Еще один фактор, с которым сталкиваются представители зумеров, – синдром самозванца. Этот феномен заключается в том, что работник не верит в свои силы и возможности, а все успехи списывает на случайность или удачу. В том же исследовании Asana в синдроме самозванца признались 78 % представителей поколения Z. Для сравнения, средний показатель по всем работникам сферы бизнеса – 49 %.

Как работодателям повысить вовлеченность поколения Z

Молодые люди со смартфонами
Представители поколения Z ценят гибкость, четкость в постановке задач и творческую свободу

Итак, с одной стороны, поколение Z – это амбициозные, прорывные, трудоспособные люди, настроенные на карьерный рост, создание и развитие собственного бизнеса. 

С другой стороны, зумеры склонны к эмоциональному выгоранию и потере уверенности в себе. 

Какие же условия должны создать работодатели, чтобы получить эффективных сотрудников без риска текучки кадров?

1. Свобода и контроль

Работодателям следует предоставить сотрудникам поколения Z творческую свободу. Они не терпят, когда руководитель стоит у них за плечом и строго контролирует весь процесс. Тогда как автономия и простор в принятии решений по рабочим процессам позволит молодым сотрудникам проявить свои лучшие качества.

Впрочем, определенный контроль за работой зумеров все же необходим. И здесь подойдет методология OKR – цели и ключевые результаты, которых необходимо достигать через заданный период времени. OKR помогает связать цели и прогресс сотрудника с крупными задачами компании. Так работник проводит четкую грань между своей деятельностью и прогрессом работодателя, находит закономерности и ориентируется на них. 

Удобным подспорьем для воплощения метода OKR сегодня становятся автоматизированные решения по управлению командной работой. Например, облачная платформа Asana позволяет поэтапно контролировать проекты любой сложности, а также отслеживать в режиме одного окна связь между повседневными процессами, целями и задачами компании. 

Подробнее о том, как OKR делает работу команд эффективной и как в этом помогает Asana, мы рассказали в этой статье (ссылка на материал про OKR).

2. Управление уведомлениями

Исследования психологов и социологов говорят о том, что зумеры гораздо более зависимы от интернет-технологий, чем старшие люди. В повседневной жизни молодежь способна одновременно взаимодействовать со множеством сервисов и приложений, ориентируясь по уведомлениям в своих устройствах. Вот только подобное «залипание» в смартфоне нередко приводит к тому, что человек попросту игнорирует происходящее вокруг него. 

Приходя в компанию, молодой сотрудник опять же получает доступ к цифровому пространству со множеством программ, сервисов и мессенджеров. В течение рабочего дня ему приходится реагировать на многочисленные уведомления – пришло сообщение, поставили задачу, назначили встречу и прочее. В этом бесконечном потоке нетрудно «залипнуть». И, как следствие, запутаться, растеряться в приоритетах, забыть о каких-то срочных задачах. 

Здесь руководителю команды следует взять на себя роль помощника и ввести «культуру уведомлений». Например, отключить наименее важные или настроить их частотность. Особенно это важно в период адаптации сотрудника.

3. Четкая постановка задач

Поколение Z предпочитает, чтобы информация была представлена в четком, сжатом, лаконичном виде. Это позволяет быстро вникнуть в суть происходящего и сохранять концентрацию. Многословные, витиеватые и запутанные объяснения лишь собьют с толку.

Учесть этот фактор поможет SMART-подход к постановке задач. Какими они должны быть:

  • Конкретными (Specific) – с четко прописанным результатом.
  • Измеримыми (Measurable) – с количественными и качественными критериями.
  • Достижимыми (Achievable) – предельно реалистичными.
  • Значимыми (Relevant) – какой вклад решение задач принесет для достижения стратегических целей организации.
  • Ограниченными по времени (Time bound) – у задач должны быть четкие временные рамки.

Заключение

Если вы посмотрите на представителей поколения Z за последние 2–3 года, то поймете – большую часть времени они работали в условиях, когда все, что мы знали о работе, было перевернуто с ног на голову. Сегодня у владельцев бизнеса есть прекрасная возможность прислушаться к зумерам и учесть их опыт, знания и навыки, чтобы создать идеальную рабочую среду – устойчивую, гибкую и современную.

Tags: