Плюсы работы в кросс-функциональной команде: личный опыт команды Swedbyte Asana

Множество компаний выстраивают бизнес-процессы таким образом, чтобы узкие специалисты были объединены в соответствующие отделы. Исходя из собственных задач и назначения отдела, такие сотрудники принимают решения, которые помогают достичь только поставленных перед ними целей, без оглядки на нужды других. Таким образом получается, что команды стабильно выполняют монотонную работу с высоким качеством, но изолированы от глобальных целей компании и интересов и возможностей своих коллег.

Если же компания преследует в качестве глобальных целей создание каких-либо уникальных решений, то такой способ ведения дел ей не подойдет. Он не поможет выстроить эффективную коммуникацию между специалистами разного профиля. На личном опыте мы в Swedbyte пришли к тому, что подходящим решением станет работа в кросс-функциональных командах.

В статье разобрали подробно на собственном примере, что же такое кросс-функциональная команда и в чем преимущества работы именно в таком формате.

От того, как выстроен рабочий процесс внутри команд, напрямую зависит успешность и эффективность компании в целом

Что такое кросс-функциональная команда 

Представьте себе футбольную команду. Полузащитники, защитники, нападающие, вратарь, тренер – каждый из них выполняет свою роль. Однако все вместе они добиваются одних целей – не дать противнику забить гол в свои ворота и забросить мяч в чужие. 

По сути, этот пример наиболее ярко представляет концепцию кросс-функциональности: совместная работа специалистов разных сфер для достижения общей цели.

В рамках футбольной команды невозможно представить, чтобы каждый действовал отдельно, выполняя только свои функции и не стремясь к достижению общей цели. Если выстроить процессы именно так, то победителями они никогда не станут. То же самое происходит и в бизнес-сфере: чтобы показать высокий результат или создать что-то совершенно уникальное, понадобится команда специалистов с разными навыками. Эти сотрудники могут быть из других отделов или просто находиться на разных уровнях личных достижений и профессиональной квалификации. 

В кросс-функциональной команде специалисты из разных отделов нацелены на решение более масштабной цели компании, активно коммуницируют и координируют свои действия друг с другом для ее достижения.

Функциональная и кросс-функциональная команда: в чем разница?

Если говорить простым языком, то функциональные команды – это те, члены которых специалисты в одной конкретной области знаний. Кросс-функциональные же включают в себя людей с навыками и опытом в совершенно различных областях. 

Наглядно представить отличия этих подходов можно, рассмотрев следующие примеры:

● Функциональная команда – та, что сосредоточена на целях своего конкретного отдела. Команда маркетологов занимается исключительно маркетинговыми целями компании: привести больше лидов, увеличить количество переходов, кликов и т. д. Достигнет ли она их? Конечно! Станет ли от этого выручка компании выше? Сомнительно. 

● Кросс-функциональная команда ориентирована на более масштабные цели внутри компании. В этом случае сразу несколько сотрудников – из сферы маркетинга, производства, финансов и продаж – работают над тем, чтобы доход компании вырос. Эффективность увеличивается в разы.

Когда члены команды обладают уникальными навыками из разных сфер, то достигать бизнес-целей можно эффективнее и быстрее. Особенно если реализуются крупные корпоративные инициативы.

В кросс-функциональных командах за счет активной коммуникации можно предупредить сложности, возникающие при передаче выполненной задачи от одного специалиста другому

Личный опыт команды Swedbyte: 5 причин, почему у нас кросс-функциональные команды

В Swedbyte никогда не было чисто функциональных команд. С начала работы в нашем направлении функционировали люди-универсалы – сотрудники, которые не только справлялись со своими обязанностями, но и при необходимости были готовы взять на себя решение задач из других сфер. Направление разрасталось, становилось все очевиднее, что навыков для решения новых задач у текущих сотрудников не хватало, была необходима поддержка узких специалистов. 

Так в команде появились узкоспециализированные сотрудники из следующих сфер: маркетинг, success-менеджмент, разработка. Постепенно начала формироваться структура направления по матричной системе: появились вертикальные тимлиды, отвечающие за отдельные облачные продукты, и горизонтальные по разным направлениям – маркетинг, success-менеджмент, разработка, аккаунтинг. Все продуктовые команды, в которых происходит основная часть работы, кросс-функциональны: в них присутствуют пресейл- и сейлз-менеджеры, маркетологи, специалисты технической поддержки. Работать в такой системе стало комфортно и эффективно, и вот почему. Выделили пять преимуществ, которые принес кросс-функциональный подход в наши бизнес-процессы.

Причина 1. Более высокая мотивация сотрудников

В кросс-функциональной команде сотрудники более вовлечены в работу, ведь каждый так или иначе влияет на скорость и эффективность процесса продвижения по пути к общей цели. 

Если бы маркетологи у нас в компании были оторваны от кросс-функциональной команды, а работали лишь в рамках отдела, то контент об отдельных облачных решениях не отличался бы такой глубиной погружения и креативностью донесения преимуществ до клиента. Сегодня же наши сотрудники вовлечены эмоционально в нюансы конкретного продукта за счет плотных коммуникаций с коллегами других специальностей, работающих на данном решении, а также финансово, потому что система построена на поощрении всех участников команды при достижении выдающихся результатов относительно продукта, за который они отвечают.

Причина 2. Развитие у сотрудников менеджерских навыков 

В такой команде нет специалистов с одинаковым набором навыков, поэтому отсидеться или переложить принятие решения на кого-то другого не удастся. Получается, что каждый член команды имеет свою зону ответственности, что, конечно же, влияет на развитие лидерских качеств в процессе работы.

Мы почти сразу поняли на практике, что взаимодействие в кросс-функциональной команде не только дает более качественный результат, но и заставляет сотрудников более активно проявлять инициативу для новых предложений и легче брать на себя ответственность. С одной стороны – это больше обязанностей, с другой – желание выполнить все в лучшем виде.

Причина 3. Более развитые коммуникации между сотрудниками

Сотрудничество в рамках команды, где каждый обладает разным набором специализированных навыков, требует более высокого уровня прозрачности выполнения задач и виртуозной коммуникации между участниками. 

В нашей команде мы много работали над тем, чтобы коллеги с разным опытом и статусом не боялись бы задавать вопросы друг другу или просить помощи в ситуациях, требующих решений, выходящих за рамки компетенций в отдельной сфере. Создать комфортные кросс-функциональные коммуникации очень сильно помог таск-менеджер. В нашем случае это Asana. Постановка задач в таск-менеджере помогает легко попросить коллегу о помощи и избежать неловких сообщений в личных переписках. Кроме того, в задаче уже указана вся необходимая информация, поэтому не нужно тратить время на погружение в контекст и объяснение, почему для просьбы был выбран именно этот коллега и помочь может именно он. 

Поддержка специалиста другого профиля вдохновляет на решение более сложных задач | Image by Racool_studio on Freepik

Причина 4. Прозрачность процессов

Когда коллеги находятся в разных отделах, они ограничены кругом узких задач и иногда даже не имеют представления о глобальных целях компании, не говоря о том, какие задачи решают сотрудники в других подразделениях компании. Эффективные кросс-функциональные команды повышают осведомленность специалистов по другим направлениям, чтобы люди чувствовали себя причастными в том числе к более крупным целями и вехам компании.

Кроме того, работа в кросс-функциональных объединениях позволяет каждому участнику видеть, как их ежедневные труды приближают команду к достижению чего-либо глобального. Прозрачность процессов помогает четче формулировать метрики и строить более понятный путь к общим целям.

Причина 5. Более устойчивая система ведения дел

В системе, по которой работает наше направление, четко разделены обязанности, но при этом все коллеги так или иначе в курсе задач, решаемых каждым участником команды. 

Если рассмотреть наш отдел маркетинга в качестве уникальной системы, то можно увидеть следующую картину: есть маркетинг-тимлид и специалисты по маркетингу в каждой продуктовой команде. Если уволится кто-то из младших специалистов, то часть его работы смогут взять на себя коллеги, поскольку они плотно взаимодействуют по общим задачам, и часть – старший специалист, у которого есть общее представление о контексте работы каждой продуктовой команды. 

Возьмем обратную ситуацию. После ухода тимлида работа не остановится, ведь сотрудник в первую очередь зависит от своих коллег по другим направлениям, а не от указов сверху. В отличии от четкой вертикальной структуры, где при отсутствии главного элемента рушится вся пирамида, здесь рабочим процессам ничего не угрожает.

Почему кросс-функциональные команды так эффективны?

Легко привыкнуть к монотонной работе и решению всех задач одним известным способом. Однако если компании нужны новые идеи и варианты взаимодействия в команде, то нет ничего лучше кросс-функциональности. Такой способ сотрудничества поможет выйти за рамки традиционного образа мышления и принесет новые идеи и пути решения задач, чтобы предложить наилучший продукт из возможных своим клиентам.

Объединяя людей с разными взглядами и областями знаний, становится возможным бороться с групповым мышлением и бессознательными предубеждениями. Неважно, создается ли новый продукт или происходит поиск новых решений для уже существующего, кросс-функциональная работа поможет добиться большего.

Tags: