Как стать хорошим менеджером: 10 навыков, которые помогут успешно руководить командами

Даже самой опытной проектной команде нужен сильный лидер, который будет вдохновлять и поддерживать. Работа менеджера заключается в том, чтобы направлять сотрудников, принимать оптимальные решения и при этом оставаться открытым и гибким. Важно найти баланс между потребностями команды и целями проекта. Для этого мы рекомендуем развить 10 ключевых навыков успешного лидера.

Конфликт в коллективе
Без грамотного руководства даже в самой опытной и профессиональной команде может возникнуть хаос

1. Создавать инклюзивную среду

Когда каждый член команды чувствует, что его уважают и ценят, усиливается вовлеченность сотрудников и повышается качество работы. Что более важно, вовлеченная команда – это счастливая команда. 

Чтобы создать инклюзивную рабочую среду, необходимо развивать эмоциональный интеллект. Это поможет выстроить сотрудничество, укрепить межличностные отношения и улучшить общение. 

Как развить эмоциональный интеллект:

  • Открыто и честно говорить с сотрудниками о том, как они себя чувствуют на работе и в команде.
  • Выделять время для разговоров и обратной связи, чтобы создавать ощущение безопасности.
  • Помогать товарищам по команде чувствовать себя сильнее, отмечая их идеи и работу.
  • Признавать уникальные качества каждого члена команды и назначать работу, которая соответствует его набору навыков.
  • Установить групповые правила, которые будут побуждать всю команду практиковать инклюзивность.
  • Объединить людей с разными навыками.

Создание инклюзивной среды – это непрерывный процесс. Отличным подспорьем в этом станут регулярные тренинги по командной синергии или разрешению конфликтов.

2. Устанавливать нормы общения

Чаще всего ошибки проекта сводятся к проблемам с коммуникацией, а не с производительностью. Эффективное общение имеет жизненно важное значение как для выполнения задач, так и для повышения морального духа команды. 

Чтобы оптимизировать взаимодействие, создайте план коммуникации. Он определяет, какие каналы использовать для общения, а также учитывает их специфику.

Например, ваш план коммуникации может выглядеть так:

  • Slack – для синхронных ежедневных обновлений, быстрых вопросов или групповых чатов, объединяющих команду.
  • Zoom – для личных встреч или презентаций. 
  • Электронные письма – для общения с внешними партнерами или заинтересованными сторонами.
  • Сервис управления проектами – для асинхронного обмена информацией, планирования и согласования хода работы.  

Менеджеру важно понимать, как команда общается индивидуально и в целом. Для этого можно попросить сотрудников оставлять свои отзывы, например в отдельной ветке рабочего чата.

3. Практиковать активное слушание

Этот ключевой аспект часто упускают из виду, потому что он кажется слишком простым. Но слушать – это больше, чем просто слышать. Это навык, который помогает улучшить общение и сотрудничество, укрепить связь с товарищами по команде и повысить уровень доверия. 

Существует четыре типа слушания: эмпатическое, благодарное, всестороннее и критическое. Чтобы быть лучшим менеджером, сосредоточьтесь на эмпатическом типе – активном слушании. 

Активно слушать – значит проявлять намерение полностью понять, что говорит другой человек:

  • задавать открытые вопросы, чтобы собеседник раскрыл свою мысль;
  • резюмировать или перефразировать сказанное, чтобы полностью понимать, о чем идет речь;
  • избегать отвлекающих факторов, например на собственные мысли и оценочные умозаключения.

Также вы можете добавить к разговору «Я»-утверждения. Например, вы можете сказать: «Мне показалось, что мой отзыв не нашел у вас отклика», а не «Вы меня не слушали».

Рабочее совещание
Обмен информацией о целях и задачах проекта помогает мотивировать членов команды делать свою работу лучше. Ведь они понимают, какой вклад вносят в общую картину

4. Расширять возможности своей команды

Благоприятная корпоративная культура стимулирует мотивацию и способствует удержанию сотрудников. Это также позволяет повысить моральный дух, производительность и благополучие.

Чтобы показать свое доверие команде, делегируйте обязанности и сделайте рабочие процессы совместными. Попросите сотрудников оставить отзыв – как о вашей работе, так и об успехе проекта. Знание того, что вы цените их мнение, поможет им чувствовать себя более уверенно.

Один из способов показать, что вы заботитесь о росте сотрудников, – это поддержать их в разработке планов профессионального развития. Такой документ идеально подходит для определения карьерных целей и грамотного распределения ответственности. 

5. Быть решительным

Как менеджер вы несете ответственность за принятие решений, которые влияют на всю команду. Чтобы избежать конфликтов, важно координировать свои действия с сотрудниками и правильно общаться: 

  • Информировать команду о решениях как можно скорее. 
  • Дать команде время на обдумывание и реакцию, особенно если ваши решения повлияют на их работу или личную жизнь. 
  • Объяснить контекст для ваших решений – команда оценит прозрачность, а это крайне важно для укрепления доверия.

Навыки принятия решений можно развивать с помощью различных методов. Например, весьма эффективной моделью в корпоративной культуре является лестница умозаключений. Этот инструмент объясняет, как мы принимаем решения. Каждый шаг представлен ступенькой. Вы начинаете с самой нижней ступени и постепенно поднимаетесь. По ходу движения вы видите, как предположения приводят к конкретным выводам.

6. Брать на себя ответственность

Идеальных команд не существует, но в конечном счете ответственность за ошибки сотрудников ложится на менеджера. Умение брать ответственность на себя – один из самых сложных навыков лидерства. Однако это показывает сотрудникам – экспериментировать и идти на творческий риск безопасно для них. Именно так рождаются лучшие идеи. 

Ответственность – это и самый быстрый способ найти решение. Признайте наличие проблемы и возьмите за нее ответственность, затем включитесь в работу над ошибками, чтобы предотвратить их в будущем.

7. Быть уверенным

Будучи уверенным в себе руководителем, вы задаете тон команде и повышаете вероятность, что они последуют вашему примеру. Даже если вы новый менеджер с небольшим опытом, проявите уверенность. Пусть сотрудники видят, что вы готовы взяться за новую для вас работу ради командных целей.

Чтобы укрепить уверенность, определите свои сильные стороны и запишите успехи. Если уверенности не хватает, подбодрите себя. Например, вспомните прошлые достижения – когда вы находились в трудной ситуации, но справились с проблемой. 

Уверенность также нужно распространять и на коллектив. Хороший менеджер всегда рядом, когда необходимо принять решение. При этом следует показать, что руководитель верит в способности своих коллег, доверяет им важные задачи. Хорошим подспорьем для развития уверенности будут регулярные встречи один на один. В ходе таких встреч следует усиливать положительную обратную связь и напоминать каждому члену команды о его ценности как сотрудника. 

8. Развивать адаптивность

Как менеджер вы несете ответственность за то, чтобы реагировать на изменения по мере их возникновения, а также за помощь своей команде в адаптации. Повышение адаптивности поможет сохранять спокойствие и принимать более взвешенные решения даже в самые трудные времена. 

Практика осознанности, непредвзятость в любой ситуации и регулярный выход из зоны комфорта – вот способы развития адаптивности. Так вы научитесь гибко управлять командой без ущерба для сотрудников и проекта.

9. Знать, когда подтолкнуть, а когда – поддержать

Лучшие менеджеры подталкивают свою команду к росту, чтобы добиваться масштабных бизнес-целей и показателей KPI. За счет мотивации и вовлеченности сотрудники начинают проявлять творчество в своей работе и эффективнее решают поставленные задачи. 

При этом важно не допустить выгорания команды. Для этого менеджер должен уметь определять, когда нужно работать, а когда следует сделать перерыв. Для этой цели внесите дополнительное время в календарь проекта, чтобы сохранить комфортный рабочий ритм и не отставать от плана.

10. Быть честным

Команда полагается на своего лидера, который будет направлять, поддерживать и защищать сотрудников. Доверительные отношения требуют честности и прозрачности.

Сохранять атмосферу доверия помогут регулярные сеансы обратной связи. Создайте безопасное пространство, где сотрудники смогут делиться с вами мнением и переживаниями. Даже если сотрудник совершил ошибку, не обвиняйте его в очевидном. Вместо этого обсудите вместе пути решения проблемы.

Вместо заключения

У каждого менеджера есть свой уникальный стиль управления, который проявляется в работе. Сочетание отличных коммуникативных навыков, способности делегировать полномочия и готовности использовать нужные инструменты для совместной работы выделит вас как менеджера среди остальных.

Tags:

Здорово, что вы решили
связаться с нами!

    Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «Сведбайт».