Семь вопросов, которые стоит задать сотруднику при увольнении

Как провести выходное интервью с сотрудником, который увольняется

Итак, член вашей команды увольняется. Решение окончательное, согласованное, все формальности соблюдены. Перед тем как уже бывший сотрудник покинет офис, проведите с ним выходное собеседование. 

Зачем это нужно?

Exit-интервью, или выходное собеседование, проводится с сотрудником в его последний рабочий день. Цель – получить честную обратную связь о работе в компании. А также понять, что можно улучшить в бизнес-процессах и корпоративной культуре.

Данный формат обратной связи практикуют во многих крупных компаниях. Если подходить к нему неформально, эффект будет обоюдным. Вы получите ценную информацию для развития кадровой культуры, а сотрудник получит положительный опыт, который улучшит его впечатление о работодателе. А в некоторых случаях выходные интервью становятся точкой возврата сотрудника в компанию.

Девушка увольняется
Выходные интервью нужны для того, чтобы наладить бизнес-процессы и корпоративную культуру / Изображение от storyset на Freepik

Озвученные причины увольнения не всегда являются истинными. В ходе беседы могут вскрыться факторы, которые препятствуют карьерному и профессиональному росту. Когда есть перспектива, что они будут устранены, появляется желание вернуться. Так что exit-интервью может сработать и на удержание ценных членов команды, когда все остальные инструменты уже испробованы.

Кто проводит выходное собеседование

Точно не проджект или вышестоящий член команды, с которыми увольняющийся сотрудник долго и плотно взаимодействовал. Зачастую интервью проводит эйчар либо кто-то из высшего звена, например заместитель директора по развитию. Когда все документы подписаны, расчет начислен и у сотрудника уже нет никаких обязанностей перед компанией, он не заинтересован что-то скрывать или недоговаривать. 

Что именно спрашивать на выходном интервью, зависит от должности и фактической роли в команде. Вопросы для управленца и рядового сотрудника будут различаться. Тем не менее есть ряд общих вопросов, которые зададут вектор беседы. Они выстроены по нарративному принципу, что дает всестороннее представление о целях и мотивах сотрудника, который покидает вашу команду. 

1. Что побудило вас принять решение об уходе?

Первый вопрос должен быть простым, с заделом на развернутый ответ. Скорее всего собеседник начнет с предыстории, прежде чем перейдет к причинам своего решения.

В предыстории также могут быть важные, но неочевидные детали. Все, о чем говорит человек на exit-интервью, так или иначе имеет значение для него. Ваша задача – отделить личные причины от тех, что связаны с работой и сделать верные выводы. Если нужны подробности, задавайте уточняющие вопросы. Они направят диалог в нужное русло, если вам кажется, что собеседник слишком увлекся предысторией:

Примеры возможных уточняющих вопросов: 

  • Когда мысль об увольнении появилась первый раз?
  • При каких условиях вы могли бы передумать? 

2. Что вам понравилось за время работы у нас?

Простой и действенный психологический прием: сначала дать возможность выразить похвалу, а затем уже перейти к моментам, которые не понравились. Чувство сбалансированности помогает собеседнику раскрыться. Как только он скажет, что ему нравится в компании в общих чертах, попросите объяснить свою позицию: 

  • Можете подробнее рассказать, почему именно эта сторона работы вам понравилась?
  • Можете вспомнить примеры, где это проявилось?

3. Что, по вашему мнению, мы могли бы улучшить?

Обратите внимание: это более мягкая вариация вопроса о недостатках работы в компании. Многие люди некомфортно чувствуют себя в позиции критика или обличителя, поэтому их нужно направлять и поддерживать. Используйте ответы на вопросы из предыдущего блока, чтобы естественным образом подвести к нужной теме. 

Пример: «Вы говорили, что вам нравится стиль руководства Артема, это отлично. Есть ли какие-то моменты в организации командной работы, которые вы бы изменили или улучшили»?

Обращаясь к ранее сказанному, вы демонстрируете погруженность в диалог, что говорит о внимании и уважении к собеседнику. А спрашивая о негативных моментах в контексте уточнения позитивных, создаете доверительную атмосферу, где никто никого не ругает.

Интервью
Главное на выходном собеседовании – создать доверительную атмосферу / Изображение от storyset на Freepik

4. Чувствовали ли вы поддержку со стороны руководителя?

Увольняющийся член команды может не иметь уникальных взглядов на организационную культуру. Для него она сводится к взаимодействию с руководителем отдела, проджект-менеджером или тем, кто непосредственно раздает задачи и контролирует их выполнение. Чтобы вопрос о поддержке не поставил в тупик, обратитесь к конкретным эпизодам. 

Возможные уточняющие вопросы:

  • Какова была ваша роль в определенном проекте?
  • Считаете ли вы свой вклад достаточным?
  • Как оценило руководство ваш вклад в проект? Что вы думаете по поводу его оценки?
  • Какой вы видите идеальную поддержку со стороны руководителя и команды? Чего не хватало лично вам в работе над проектами?

5. Ощущаете ли вы, что получили возможности для обучения и развития?

Ответ даст понимание, видят ли сотрудники вашу компанию перспективной платформой для профессионального и личностного развития. Если спросить иначе («Какие возможности дала вам наша компания»), шанс на объективный ответ будет меньше. Такая постановка вопроса предполагает, что возможности есть, но у коллектива может быть иное мнение по этому поводу.

Задавая этот вопрос, держите в уме, что многие люди меняют место работы ради карьерного роста. Ответы используйте для улучшения программы развития персонала. Она направлена на снижение текучести кадров и повышение карьерного потенциала организации в глазах сотрудников.

Возможные уточняющие вопросы:

  • Что могло бы улучшить ваше развитие как специалиста? Попросите назвать конкретные инструменты или решения.
  • Что бы вы посоветовали нашей компании для формирования команды сильных и мотивированных специалистов? Кто из команды, по вашему мнению, является таким специалистом?

6. Чего вы ждете от нового места работы? 

Даже если сотрудник еще не определился с компанией, у него есть ожидания по должности и условиям работы. Это то, чего ему не хватало в вашей компании, либо же он не видел перспектив в достижении желаемого.

Чтобы извлечь урок из exit-интервью, задавайте вопросы по-разному. Предлагайте не только рассказать, но и сравнить или обосновать. Этот блок вскрывает многие важные моменты, о которых сотрудник не решился бы сказать прямо. Например, ранее он положительно оценил свой опыт работы в компании. Но на вопрос об ожиданиях от новой работы ответил, что ищет сильную команду и баланс между работой и личной жизнью. Ответ красноречиво намекает, что с озвученным у вас в компании были проблемы. Есть смысл пересмотреть корпоративную культуру и рабочую нагрузку.

Чтобы подтвердить или опровергнуть предварительные выводы, задайте уточняющий вопрос: «Какие моменты в нашей компании не соответствовали вашим ожиданиям?»

7. Вы пересмотрите решение об уходе, если…

Данный вопрос опционален. Задавать его или нет, зависит от заинтересованности компании в сотруднике. Отпустить или останавливать от финального шага, определяют до выходного собеседования. Возможно, полученная в ходе интервью информация изменит ваше мнение. Главное – четко понимать, выполнимы ли условия, при которых сотрудник решит остаться. Пообещать и не выполнить – сильный риск для репутации компании как работодателя. 

Если вы пока не знаете, чем мотивировать сотрудника остаться, прямо спросите об этом. Другой возможности не будет. Если же сотрудник непоколебим в решении уйти, примите этот ответ и закончите интервью на позитивной ноте. Выразите благодарность за работу от имени всей команды и пожелайте успехов в дальнейшем.

Заключение

Каким бы ни был результат выходного собеседования, он пойдет компании на пользу. Конструктивная обратная связь позволяет улучшить рабочую среду для текущих сотрудников и повысить их удовлетворенность. А сервис для управления командной работой от Asana поможет реализовать план по всестороннему улучшению рабочих процессов. Отслеживайте и анализируйте метрики удовлетворенности, обеспечивайте комфортное и продуктивное взаимодействие, и от вас не захочется уходить.

Tags: