Диаграмма сходства: как систематизировать информацию

Чтобы превратить информацию в полезные для проекта действия, необходимы выводы. Но к ним бывает сложно прийти из-за огромного количества идей и данных. Здесь на помощь приходит диаграмма сходства. Она визуализирует и группирует данные, делает их понятными и наглядными. Что собой представляет диаграмма сходства и как ей пользоваться – разбираемся.

Диаграммы сходства можно использовать для решения различных задач

Что такое диаграмма сходства?

Диаграмма (карта) сходства – это визуальный инструмент, используемый для организации информации. Когда вы сортируете факты или идеи по общим кластерам, ваша команда может разработать новые способы решения сложных вопросов. 

Карта сходства является эффективным инструментом, когда вы:

  • провели мозговой штурм с большой группой людей;
  • имеете массу идей или много данных для работы;
  • хотите визуализировать информацию;
  • решаете сложную задачу;
  • стремитесь мыслить нестандартно.

Диаграмму сходства используют во время или после мозгового штурма. С ее помощью систематизируют найденные идеи и формулируют соответствующие им действия. По сути, диаграмма сходства помогает навести порядок в хаосе и делает большой объем информации более управляемым и понятным.

Команды UX-дизайнеров часто используют диаграммы сходства для анализа исследований поведения пользователей. Группируя данные по таким категориям, как целевая аудитория или болевые точки клиентов, команда может извлечь полезные для себя детали и отложить все остальное.

Agile-команды, использующие метод непрерывного совершенствования, могут применять диаграммы сходства для осмысления проектной информации. Например, если ваша команда хочет улучшить прошлый проект, вы можете отсортировать задачи по таким параметрам, как общение, процесс или лидерство. Эти категории облегчат определение того, что и где пошло не так.

Как создать диаграмму сходства

Эффективнее всего создавать карту сходства в процессе работы всей команды. Это поможет найти общие черты задачи и отделить актуальные темы от неактуальных. 

Создание диаграммы проходит в пять шагов.

Шаг 1. Выбрать тему

На этом этапе необходимо уточнить, какую информацию нужно организовать или консолидировать. Например, разобраться в исследованиях пользователей, чтобы улучшить свою маркетинговую стратегию, или найти идеи для своего следующего проекта. 

Лучше всего подойдут темы, преследующие одну из следующих целей:

  • Экстраполяция исследования пользователей.
  • Улучшение прошлого проекта.
  • Разработка идей для нового продукта.
  • Выявление проблем с процессом.

Иногда лучший способ решить проблему – посмотреть на нее с другой точки зрения. Спросите себя, будет ли легче понять тему, над которой вы работаете, если организовать информацию по-другому. 

Шаг 2. Создать кросс-функциональную команду для мозгового штурма

Кросс-функциональная команда поможет вам взглянуть на данные с разных точек зрения. Ведь каждый участник обсуждения обладает собственным уникальным набором навыков и опытом. Например, вы можете по умолчанию сгруппировать данные по типу «идеи», в то время как другие члены команды могут найти более эффективные методы группировки, например «требования к реализации».

Представьте, что вы проводите мозговой штурм, где ищете способы улучшить отношения с клиентами. Если вы отсортируете идеи по тому, кто их придумал, вы, скорее всего, не получите достаточного понимания процесса реализации. Вместо этого определите группы, которые будут продвигать те или иные ваши предложения. Для стратегии CRM такие категории могут включать силу влияния идеи или сложность ее реализации. 

Шаг 3. Перечислить факты или идеи

На этом этапе необходимо создать список данных, чтобы их можно было упорядочить. Если взять пример с улучшением отношений с клиентами, первоначальный список идей может включать:

  • целевой контент;
  • вовлекающие посты в социальных сетях;
  • обновленное программное обеспечение CRM;
  • стратегию прямых продаж;
  • программу лояльности;
  • рассылку по электронной почте.

Убедитесь, что каждый элемент списка представляет собой отдельную идею или мысль, чтобы вы могли группировать их на основе уникальных характеристик. Если вы используете диаграмму сходства для исследований, извлеките соответствующие факты из ваших данных и перечислите каждый из них в отдельной строке. 

Шаг 4. Распределить идеи по категориям

Когда у вас есть исчерпывающий список пунктов, пришло время искать сходство между идеями или фактами. Классифицируйте предметы на основе наиболее логичных тем. Имейте в виду, что ваш способ группировки может изменить то, как вы видите информацию, а также выводы, которые вы делаете. 

Например:

Тема: Идеи для улучшения отношений с клиентами.

Идеи: 

  • целевой контент;
  • вовлекающие посты в социальных сетях;
  • обновленное программное обеспечение CRM;
  • стратегия прямых продаж;
  • программа лояльности;
  • рассылка по электронной почте.

Возможные категории: 

  • Внутренние и внешние способы решения.
  • Сложность воплощения.
  • Воздействие.
  • Срочность.

Шаг 5. Составить план действий

Диаграммы сходства помогают командам найти ответы, чтобы вы могли более уверенно действовать. Разместив свои идеи по группам, вы сможете увидеть, какие из них больше всего соответствуют вашим целям развития или улучшения. 

Например: 

  • Сузить факты или идеи до данных, которые кажутся наиболее соответствующими вашим целям. Например, если цель – разработать новый программный продукт, удалите все элементы, не связанные с этой группой. 
  • Интегрировать идеи. Когда у вас будет достаточный набор данных, работайте со своей командой, чтобы включить эти идеи в свою кампанию или проект. План действий включает в себя конкретные шаги, которые команда предпримет для реализации идей или включения исследований в проект.
  • Наметить временную шкалу. Возьмите задачи из своего плана действий и оцените, сколько времени, по вашему мнению, займет проект.
  • Следить за прогрессом. Команда должна постоянно давать фидбэк о том, как проходит внедрение идей в проект. 

Заключение

Использование карты сходства
Так карты сходства помогают группировать факты или идеи

Иллюстрация выше – пример того, как может выглядеть диаграмма сходства. Концепция проста, но то, какую карту вы выберете, является ключевым для хода проекта. Вашим приоритетом должно быть выявление сходства между фактами или идеями, которые приведут к полезному действию.

Готовую диаграмму сходства можно сделать доступной через систему управления проектами. Так команда и ключевые заинтересованные стороны смогут обращаться к ней при необходимости. Карты сходства изменяют подход к просмотру и изучению информации. Благодаря их использованию ваша команда сможет быстро найти нужные ответы и разработать инновационные решения проблем.

Tags: