6 стилей работы: как использовать их на благо команды
Понятие «командный стиль» безнадежно устарело, если речь идет о любой коллективной работе. Полной автономности тут быть не может, люди так или иначе взаимодействуют друг с другом. Насколько эффективным получается это взаимодействие, зависит не только от профессиональных, но и от личных качеств сотрудников. Влияние этих качеств на результат командной работы – это и есть стиль.
Почему это важно
Может показаться, что это очередная типология, которую придумали, чтобы сделать еще больше психологических тестов. Но на самом деле это важный и нужный критерий оценки сотрудника для тимлида.
Давайте представим идеальную команду со 100 %-ным КПД. Каждый сотрудник выполняет те задачи, которые получаются лучше всего и приносят удовольствие. Вся работа идет так, как запланировано, без форс-мажоров. Конфликтов в коллективе нет, никто не страдает синдромом самозванца, моральный дух на высоте. Команда всегда добивается поставленных результатов.
Понимание стилей работы поможет приблизиться к этой идеальной картине. По сути, это код повышения эффективности работы, который подходит для всех сфер, будь то IT, образование или производство. Но прежде чем типировать сотрудников, тимлиду стоит определить собственный стиль и отталкиваться от него при построении командных процессов.
Из всех существующих типологий нам больше всего нравится предложенная корпоративными психологами Ким Кристфорт и Сюзанной Викберг. Она описана в книге «Бизнес-химия: практическая магия для создания прочных рабочих отношений». Данная типология логична и проста для понимания, поэтому ее используют во многих солидных компаниях для построения эффективных коммуникаций.
Итак, выделяют всего шесть стилей работы:
Независимый / логический
Это как раз тот стиль, который по устаревшей классификации считался автономным. Сотрудник-логик способен проводить глубокий анализ проблемы и находить эффективные и дальновидные идеи, но для этого ему нужно максимум свободного пространства и минимум контроля. Эдакий волк-одиночка, который в напряженные моменты приходит команде на выручку и всех спасает. Совместную работу с ним строить сложно. Когда начинается обмен идеями и их активное обсуждение, логик просто теряется и сливается с фоном. Но если обеспечить ему условия для самостоятельного поиска и анализа идей, он может выдать блестящий результат.
Сильные стороны: решительность, трудолюбие, способность видеть проблему под другим углом.
Что можно улучшить: коммуникабельность, планирование.
Кооперативный
Антипод предыдущего стиля. Кооператор, в отличие от логика, испытывает удовольствие от работы в команде, она заряжает его энергией. Ему нужна и важна обратная связь от коллег, он с удовольствием сам ее предоставляет – иногда даже слишком активно. Он предпочитает не записывать и анализировать идеи, а обсуждать их сразу на этапе возникновения, чтобы подтвердить или опровергнуть свои мысли.
Обратная сторона стиля – кооператору слабо удаются самостоятельные решения. Он теряется и сомневается в своих идеях, если некому оценить их со стороны, и может даже испытывать тревожность.
Сильные стороны: коммуникабельность, энергичность, инициативность.
Что можно улучшить: самостоятельность, ответственность за результат.
Сбалансированный
Это золотая середина между предыдущими стилями. Такой сотрудник неплохо справляется с одиночными задачами, но при этом способен эффективно работать в коллективе – генерирует собственные идеи и объективно анализирует чужие. В рамках команды он предпочитает решать задачи самостоятельно и получать от коллег обратную связь, чтобы улучшить свой результат. Благодаря такой адаптивности он не тратит эмоциональные ресурсы на переживания, как его работу воспринимают коллеги.
Сотрудник-баланс – находка для команды, если погрузить его в идеальную рабочую среду, где все процессы налажены и упорядочены. Система управления проектами от Asana – надежный помощник в организации такой среды.
Сильные стороны: адаптируемость, гибкость.
Что можно улучшить: создать оптимальные условия для баланса самостоятельной и командной работы.
Поддерживающий / саппорт
Представители этого стиля формируют командный дух. Они коммуникабельные, чуткие, отзывчивые, мотивируют на высокие результаты. В конфликтах они выступают миротворцами, а в ситуациях, которые требуют высокой вовлеченности всех членов команды, – посредниками между одиночками и «коллективистами».
Суперсила сотрудников-саппортов – высокий эмоциональный интеллект. Они первыми замечают витающее в воздухе напряжение и прилагают усилия, чтобы разрядить обстановку. Вместе с этим эмоциональный интеллект иногда выступает тормозящим фактором в ситуациях, когда важно критическое мышление. Саппорты оценивают обстановку, ориентируясь в первую очередь на эмоции, и могут делать ошибочные выводы.
Сильные стороны: эмоциональный интеллект, самосознание, умение улаживать конфликты.
Что можно улучшить: концентрация, сосредоточенность на результате, а не на эмоциях.
Ориентированный на детали
Внимательные и педантичные, эти сотрудники доводят результат командной работы до совершенства. Они не просто замечают моменты, которые упускают другие сотрудники, но и могут объективно оценить влияние этих моментов на дальнейшую работу. Точность и стратегическое мышление – их главные козыри. Однако стремление к совершенству может сыграть злую шутку – представители этого стиля сложно идут на компромиссы и не проявляют гибкость в тех ситуациях, где она важна. Их девиз – идеально или никак. Это качество не только создает конфликтные ситуации и тормозит рабочие процессы, но и приводит к выгоранию самих идеалистов.
Сильные стороны: стратегическое мышление, продуманность, стремление к минимизации рисков, эффективность в обеспечении порядка и стабильности в работе.
Что можно улучшить: скорость работы, способность видеть общую картину, а не отдельные детали.
Ориентированный на идеи
Антипод предыдущего стиля. Его представители способны генерировать глобальные идеи, которые впоследствии ложатся в основу рабочих процессов. Они как раз видят всю картину и не отвлекаются на детали, доверяя это другим членам команды.
Планирование и структурирование рабочего процесса – не их прерогатива. Зато в тандеме с ориентированными на детали коллегами идеологи могут добиться потрясающих результатов.
Сильные стороны: идейность, креативность, оптимистичность, талант мотивировать и вдохновлять.
Над чем стоит поработать: стратегический анализ, планирование.
Как понять, какой из стилей ваш
На практике ни один из перечисленных типов не существует в чистом виде. Речь идет о преобладании тех или иных черт, характерных для определенного стиля. Например, встречаются идеологи с качествами саппортов, балансы, ориентированные на идеи, и т. д. Наши советы помогут определить доминирующий стиль вашей работы:
- Проанализируйте свой стиль общения. Для «идеологов» характерна громкая речь и активная жестикуляция, для саппортов – активное слушание с установлением зрительного контакта.
- Определите, как вам комфортнее работать в команде. Если вы предпочитаете наметить план, основные вехи решения задачи, но детальное обсуждение проекта вызывает скуку, скорее всего, вы – «идеолог». Коллективисты и саппорты стремятся быть причастными ко всем этапам работы, хотя бы в плане обсуждений. Если вам проще выполнить большую часть работы самостоятельно, без участия коллег, это говорит о логичном / независимом стиле работы.
Сотрудник тратит больше времени и усилий, чем изначально планировалось? Возможно, задача не соответствует его стилю работы. Как тимлид, вы можете на это повлиять. Распределяйте роли в команде соответственно стилям работы исполнителей и объединяйте их по этому же принципу. Например, кооператору или саппорту будет легче решать задачи, связанные с планированием, при поддержке ориентированных на детали коллег.
Ключ к эффективному управлению проектами – объединение в рамках одной команды представителей разных стилей. Это расширяет набор сильных сторон и полезных навыков, которые помогают прийти к успеху.